«Без потери качества»

06.02.2016. «Авторский подход к Тренингу состоит в манипуляции атмосферами. Восприимчивость к творческим вибрациям позволяет не делать «дурную» работу. Исходя из того, что первоначальный замысел удается воплотить на 30 процентов и не более, следует быть к этому готовым заранее. И закладывать в программу именно эту 70-процентную погрешность. Проблема легко устраняется лишь в том случае, если перед тобой предстает весь ее масштаб, а не частности. Стать трабл-шутером не так уж сложно. Главное понимать, как работает механизм восприятия тебя окружающими. Что ты можешь предложить и от чего ты можешь отказаться, что для тебя принципиально, а что «пена». Именно в этом случае происходит синхронизация данных, и ты автоматически оказываешься на нужной волне. А дальше дело техники: следуй своим нормам морали, художественному вкусу, мукам совести, интуиции и опыту, не опираясь при этом на инстинкты. Интуиция и инстинкт только фонетически похожи. В основе своей это взаимоисключающие понятия. Обнажай душу и не стесняйся; голым тебя никто не увидит, но и в латах ты никому не нужен. Потеря интереса всегда происходит в одностороннем порядке. Не лечите себя надеждой, что это «обоюдоострый» процесс. Внимание питается событиями, и если не испытывать интереса к партнеру, оно (внимание) закономерно ослабевает. Актеру запрещается поворачиваться спиной к событию, иначе исчезает связь с реальностью. Это все равно что футболист станет прятаться от мяча в момент паса. При такой тактике он никогда не сможет забить гол». ТТ. 2016.

Фотограф Фахрия Мамедова2V3A4099

«Революционеры» (фрагмент)

31.01.2016. «Больше всего проблем возникает у тех, кто меньше всего умеет. Профессионалу всегда удобно. Он довольствуется минимумом: информации, возможностей, пожеланий и требований. Порой даже страшно становится от осознания того, что бы произошло, если все это ему предоставить. Одного известного театрального режиссера спросили: «Почему вы расстаетесь с актером N, ведь он приносит вам такую сумасшедшую прибыль?». Мудрый режиссер ответил: «Актер N задает слишком много вопросов». Популярность актера, я имею в виду медийность, – это еще не показатель мастерства. Талант и успех – редкая комбинация, я бы сказал, редчайшая. В слове “талант” заложено столько нонконформизма, что его хватит на маленькую революцию. Именно ее и совершает большинство талантливых людей, оставаясь на задворках признания». ТТ. 2016.

178Z1096

Тренинг – этика профессии и путь к ней

21.01.2016. «Следующая мысль кому-то покажется мрачной, однако, на мой взгляд, она весьма позитивна. Не стоит обольщаться и усматривать в Тренинге панацею от всех актёрских бед. Все сугубо индивидуально, ведь, как известно, актёр – это личность и ещё какая личность! Тренинг — это не путь к успеху в профессии, это путь к самой профессии. Тренинг — этика профессии. Момент эстетики, конечно, заложен в программу изначально, но он вторичен. Это нужно понимать, вернее, принимать. Иногда мне кажется, что Тренинг никому не нужен, кроме меня, я же нужен тем, кому нужен не Тренинг, а я. Поневоле начинаешь сравнивать себя с великими, и мне это невыносимо приятно. Потому что нельзя играть обстоятельства, они играют сами за себя, а значит, я не что иное как обстоятельство в жизни приглашенного на Тренинг актёра. Я проповедь на кафедре веры в предлагаемые обстоятельства профессии, и мне этого достаточно». ТТ. 2016.

178Z0953

О законе драматургии

10.01.2016.  «Следует обратить внимание, что у Драмы никогда не бывает «параллельных рук». Драма (драматургия) не просит, она требует. Из этого и вырастает перпендикуляр, перекресток, где встречаются (сталкиваются) пространство и время, общее и частное, мужское и женское, добро и зло, если хотите. Кто-нибудь из них обязательно едет на красный свет, категорически. Если я прихожу к вам и прошу хлеба, а вы мне его не даете и я ухожу — это не конфликт, а значит, и не предмет искусства. Если же я прихожу к вам, прошу хлеба, а вы знаете, что я умру с голоду, и все равно не даете мне его — это уже предмет искусства. Из этой истории может что-то получится. Теперь нам не сложно придумать несколько ее развязок: я падаю в обморок — вы сжалились надо мной, я умираю и с вами что-то происходит (вы рады, огорчены, вас мучает совесть, вы сами умираете), я убиваю вас из-за куска хлеба и так далее. Существует один непреложный драматургический закон, который гласит: «Если я вошел в сцену одним, со мною должно, просто обязано, что-то произойти, и выйти из сцены я должен другим». Если этого «чего-то» не происходит, значит, данная сцена в пьесе или сценарии не нужна». ТТ. 2015-2016.

«Жизнь других — другая жизнь»

«Мне всегда хотелось жить жизнью других. Не чужой жизнью, а другой. Жить в других квартирах, ходить на другую работу, растить других детей, любить других женщин, иметь других родителей. Моя мечта давно сбылась, а заметил это я лишь недавно. По привычке завидуя клерку из банковского офиса, его белой рубашке и нормированному рабочему дню, завидуя водителю троллейбуса, прокладывающему в тысячный раз свой единственный маршрут, размышляя над железобетонной защищенностью депутата, зыбким вдохновением живописца и композитора, я неожиданно пришел к выводу, что все эти персонажи давным-давно живут во мне. Именно персонажи. Не живые люди. Их типажи и стереотипы. Лекала. Эрзацы. Они живут Моей жизнью! Я понял (о ужас!), что все их квартиры, машины, вклады, самолеты и острова давным-давно мои! Я их присвоил, завладел ими без единого выстрела, не вложив в это ни единого рубля. Я богат. Неисчислимо богат и при этом свободен. Вся их бедность — моя, все неудачи — мои, катастрофы — мои, мои землятресения, войны, измены, сомнения! Я достаю «жизни других» из рукава, как фокусник! И что происходит? При свете рампы, при электрическом заполнении сцены, меня (о чудо!) не касаются грехи людские и болезни, меня не трогают их родственники и наследники, мне достаточно лишь намека. Все остальное я придумаю сам. Моя профессия позволяет сделать это. Чего проще, я же актер». «Территория Тренинга», 2015 (фрагмент)

mOkP6WJDWNk

Философия Тренинга как образа жизни

«Первая ступень Тренинга — это так называемый «прикладной уровень». Это значит, что освоенные упражнения возможно (и нужно) применять на практике. Это работа с пространством и организация рабочего пространства. Тем, кто уже работал подобным образом, я предлагаю «не бить в предмет», а проникнуть за его пределы, преодолев любое внешнее препятствие. Чтобы за «прикладным уровнем» проступила философия Тренинга как образа жизни, а не набора упражнений».   «Территория Тренинга» (фрагмент)

178Z0968 Фото Владимира Уколова

«Всмотритесь в Тишину, вслушайтесь в Пространство…»

«Всмотритесь в Тишину, вслушайтесь в Пространство. Ничего не бойтесь. Не двигайтесь. Эти верные стражи надежно вас охраняют. До первой ноты, до первого шага, а после… после начинается хаос. У вас вырастают крылья — мгновенно — с первой музыкальной фразой вы летите. Бьетесь о стены, врезаетесь в пол, разбиваете окна, оставаясь при этом целыми и невредимыми, если повезет, конечно. И не только ваша фантазия пытается опрокинуть законы гравитации, ваше тело испытывает на себе все прелести перегрузок и компрессии. В борьбу вступают «за» и «против» реальности, постепенно уступая дорогу Метафизике и она нежно, по-матерински, сквозь вашу кожу, как того хотел Арто, входит в ваше сознание. Контакт. Крылья превращаются в костыли, и вы начинаете учиться ходить заново. Открыта новая страница вашей книги — Тренинг». Александр Дзюба «Территория Тренинга» (фрагмент)12002771_944538188946917_1833491787164086711_n

О «зоне комфорта»

«Что значит «зона комфорта» применительно к современному актеру? Хорошо, человеку? Где он, этот самый Человек? В той пресловутой «зоне», из которой так необходимо (ему выбраться) его вывести всякого рода шарлатанам и воздухоторговцам? Где он? Там? Внутри? Неправда! Он внутри самой жизни, а значит, в экстремальной зоне боевых действий! В эпицентре борьбы за существование, на разных уровнях и позициях. В любом городе, в любой стране мира, в любое время дня и ночи. О какой «зоне комфорта» может идти речь, когда взрывают самолеты и пускают под откос поезда, когда людей штабелями кладут на улицах самых «защищенных» государств или травят газом в метро? О чем мы говорим? Актеру противопоказана валерьянка, его должно будоражить происходящее, теребить, оставляя шлейф тревоги и неуспокоенности на сердце и на лице! Прокладывая морщины изнутри, апеллируя к самым темным сторонам человеческой личности, являясь, одновременно, адвокатом и прокурором процесса взросления (старения), действительность или, если хотите, объективная реальность, диктует свои правила игры. Игры на выживание. Понимаете? Это не шутки. Сохраниться и переиграть не удастся. Всё, приехали. Будет стоп. Gаme over. В последнее время я занимаюсь исключительно созданием «зоны комфорта» и ничем иным. Созданием защищенного пространства, в котором действуют магические законы воображения, неподвластные законам физики и общественной антиморали! Где слово «мир» обретает свой исконный смысл: добро, уют, спокойствие, счастье, радость, вера и любовь».  Александр Дзюба «Территория Тренинга» (фрагмент).

fSiUzemkaSw 562EhzwYD6s

Что важнее?

«Что важнее: какие эмоции переживает артист на сцене или зритель в зале, глядя на игру артиста? И всегда ли то, что чувствует артист, передается зрителю и наполняет его так же, как артиста? Что важнее: вызвать эмоциональный отклик у зрителя или создать эффект долговременного проживания в самом себе, параллельно фиксируя его и делая общедоступным? Зачем? Для чего? Для кого? Для себя или публики? Ради профессии? Ради хлеба насущного? Ради Бога? На Театре и в Кино у меня нет ответов на эти вопросы, а в Тренинге – есть».                                               Александр Дзюба «Территория Тренинга» (фрагмент)

178Z9224

Иллюзия и реальность

«Актер — мастер простого физического действия, и в этом действии он обязан идти до конца, иначе он не будет убедительным. Но физика — лишь внешняя сторона вопроса: способность двигаться с минимальной и максимальной амплитудой, молчать на сцене так, чтобы тебя услышали, каждой клеткой своего тела транслировать смысл происходящего, как мы это делаем в жизни, но не замечаем этого и т. д. И все это лишь результат, видимость чего-то многослойного, тревожного, пульсирующего в нас. Чего-то странного, приятного и манящего, всеобещающего. Там, глубоко внутри, живет и здравствует, обожествляя все вокруг, первоэлемент актерской природы — безнаказанность. Сцена — категорически подконтрольная артисту территория. Задача режиссера — помочь исполнителю освоиться на ней и перестать бояться последствий. Каких, спросите вы? Последствий вражды, ненависти, любви и убийства, ошибочно принятых решений, сомнений, страха — дальше продолжайте сами. Всего человеческого, не чуждого нам в нормальной жизни, чтобы понять и принять на себя ответственность за эти поступки, дойти в их воплощении до кульминации и, погибнув, утратив смысл существования, с разбитым, искореженным, наполненным любовью сердцем, с дрожью в голосе и мокрыми от волнения ладонями, вернуться к той реальности, которую люди называют нормой. И это уже не просто физическое действие, это акт творчества, если хотите — мифотворчества, создание иллюзии на пограничном островке воспаленного зрительского сознания».    ТТ. 2015.

(Александр Дзюба в роли Ирода, спектакль «Саломея», Театр Романа Виктюка. Фото Елены Пенкиной)
MK9oavIi6ME