«О «законе маятника» я писал неоднократно, и это одна из моих излюбленных метафор. Еще я называю её «языком колокола» и советую держать этот язык за зубами. Но сейчас речь, в большей степени, пойдет о сублимации. Творчество — это возможность раскачивать маятник (болтать языком) в рамках избранной вами программы действий. «Шарашить» язык из стороны в сторону, не опасаясь последствий! Я сознательно использую этот образный глагол, он точнее всего передает эффект амплитуды. Любой вид творчества подходит для сублимации. Когда возникает речь о тотальном контроле, об ощущении защищенности, свободы, счастья, закономерно возникает вопрос: а как же быть с эмоциями? Неужели всё нужно контролировать? Как жить без всплесков и отклонений от «нормы»? В данном случае раскачивать маятник — все равно что раскачивать лодку, в которой вы стоите. Рано или поздно она перевернется, и вы утонете. Маятник должен находиться в состоянии покоя, практически без движения. Его внутренние колебания не должны превышать сотую долю миллиметра. Как только ваш сейсмограф зафиксировал минимальный толчок, сядьте ровно, сделайте шесть глубоких вдохов через нос, и маятник остановится. Теперь можно действовать здраво, пытаясь ясно мыслить. И когда мы говорим о том, как и зачем направлять энергию на достижение каких-либо социально приемлемых целей, мы говорим о сублимации. Сублимации как защитном механизме сознательного снятия внутреннего напряжения и разжижения сгустков накопившейся энергии. Творчество как таковое является идеальным полем сублимативной деятельности. Я неоднократно проверял это на собственном опыте, днем проводя занятия, а вечером играя спектакли. Именно так рождалась «сублимация маятника» — техника, позволяющая увеличить продолжительность человеческой жизни, техника переадресации, техника смены акцентировки». ТД. 2018.


Фото Катерины Сухановой