«Я не первый, кто критикует государственную систему театрального образования, но я и тот, кто отдает ей должное. Я сам продукт этой системы. Так называемая «институтская прививка» позволяет встраивать субъективную атмосферу артиста в объективную атмосферу пьесы. Чтобы не подгонять под себя материал, а самому соответствовать. Все, кто «выжил» в процессе обучения, широко стоят или просто держатся на ногах в профессии благодаря этой самой «вакцине». Это средство против эгоизма, эгоцентризма, тотальной интроверсии, цинизма и равнодушия. На своем Тренинге я неоднократно встречал «недоучек», с которыми возникали тихие непреодолимые разногласия. Это те, кого отчислили из театрального института, как правило, со второго курса. Те, кто так и не нашел себя в профессии, те, кто, перефразируя Тома Уэйтса, любят Театр, но не задумываются, любит ли Театр их. А он их терпеть не может. Это те, кому так и не сделали «укольчик» в мягкое место. Однажды они уберегли свою задницу от педагогической иголки, теперь же блуждают по тренингам личностного роста и протирают штаны в офисах. Жестокий век, жестокие сердца.
Как выясняется в процессе обучения, одного актерского таланта мало, мало способностей, которые можно разглядеть в абитуриенте, а можно и не разглядеть. Студенту необходимо научиться интегрироваться в ткань группы единомышленников, зачастую фанатиков своего дела, в ткань будущей театральной труппы. Это крайне сложно. Мой учитель любил повторять, что театр очень тяжело в себя впускает, зато с легкостью из себя выпускает. Я могу ошибаться, но мне кажется, любой мастер курса (да и сам курс) мечтает о своем «молодежном театре» и всегда разочарован, когда на выпуске его «дети» разбегаются по чужим режиссерам. Для большинства это несбыточная мечта». ТТ. 2018.
Фото Марии Хуторцевой (Ростов-на-Дону)