«Мой отец работал на вредном предприятии, в цехе алюминиевого литья. К сорока шести годам у него развился пародонтоз, и он лишился верхнего ряда зубов. Ему сделали вставную челюсть с обманным золотым зубом. В свое время считалось, что так протез больше похож на оригинал. Для меня это было не очевидно. Зачем портить стройный ряд белых (хоть и не настоящих) зубов одинокой желтой фиксой? Но когда отец объяснил мне, в чем дело, я понял и запомнил тот момент на всю жизнь. Когда ты улыбаешься и все твои зубы идеальны, это вызывает подозрение, как и всё относительно идеальное. Людям кажется, что твоя улыбка ненастоящая, искусственная, в ней не хватает индивидуальности, «волшебной ошибки». Так и в театре. Пока ситуация не доведена до абсурда, художественной ценностью она не обладает, лишь внушает подозрение. Это как симметричные предметы — никакого полета фантазии, сплошное недоумение. Перфекционизм — смертельная болезнь для человека творящего. Ему нужен дисбаланс, нарушение пропорций, не правда жизни, а вранье, замаскированное под правду. Чтобы лжецу поверили, следует сгустить, а то и смешать краски. Хочешь соврать — сочини неправдоподобную историю, и тебе поверят, всем это известно. Но как же трудно воплотить это на практике». ТТ. 2018.


Пабло Пикассо «Алжирские женщины (Версия «О»)». 1955 г.