«Итак, можно заключить, что Мейерхольд был театральным оппортунистом. Подсаживал в первый ряд плакальщиц для пущего эффекта и добивался своей цели. Обычно считается, что поведение оппортуниста является беспринципным: средства достижения цели сами становятся целью. В этом случае происходит утеря первоначальных отношений между целью и средствами. Для конца 20-х — начала 30-х годов прошлого века это, скорее, правило, нежели исключение. Так поступали многие режиссеры, если не все, а прославился один Мейерхольд. Мне кажется потому, что он был максимально принципиален. Единственный и неповторимый. Красноармеец номер один. Взлетел на алых крыльях пролеткульта, весь в коже, с наганом на боку, на вершину сталинского олимпа и был повержен. Стоило оно того? Я думаю, стоило! Не будь Всеволода Эмильевича, матушка Россия до сих пор бы жевала сопли театрального декаданса». ТТ. 2018.


Портрет Всеволода Мейерхольда с дарственной надписью: «Тимону: Ты угадал. Страдал, страдаю и… буду страдать, ибо не иду ни на какие компромиссы». Тимон — псевдоним театрального критика Оскара Блюма. Фотография 1922 года из архива Л.М. Рошаля / ТАСС