«Я стараюсь не допускать в работе средних планов. Всё среднее: планы, уровни, кадры, принципы, чувства, результаты, знания и так далее всегда средние. Меня учили, что лучше всего монтируются дальние планы с крупными и наоборот. Акцент сильнее, букет раскрывается ярче, и послевкусие держится дольше. Даже общим планам нет места в моей системе координат. Общие планы, как общие места, как общее имущество — никто ни за что не отвечает. Нет проку от общих слов и поступков. Не найти виновного, когда несколько хозяев у вещи, а она вдруг оказалась испорченной. Ни два ни полтора, как говорится. Нет порядка. Дальний план (д.п.) — это стратегический принцип. Без него никак. Дальновидность и есть планирование. Крупный план (к.п.), как крупная рыба, по дну ходит и внимание притягивает, пока мелочь на поверхности кормится. О крупном улове все мечтают, но не каждый его себе позволить может. Тут и снасти нужны серьезные, и выдержка железная, наживка богатая, да и прикорм щедрый. Речь не о рыбалке, как вы понимаете, даже не о кино. Речь о театре. Да, вы не ослышались. Какие могут быть «крупности» в (на) театре? А вот такие, как fortissimo и pianissimo в музыке. Как barocco и функционализм в архитектуре, как в драке «стенка на стенку» и «один на один». Широко играешь, размашисто — д.п., тихо, сокровенно — к.п.; максимальная амплитуда в движениях, скорость, жанровость, яркость — д.п., целомудренность, минимализм, интимность — к.п. и так далее. Здесь здорово помогает микрофон и умение им пользоваться — кричать и шептать на одном уровне. А где же полутона, оттенки, спросите вы? Есть. Не волнуйтесь. Их масса. И появляются они только тогда, когда актер, как скульптор, способен отсечь лишнее от глыбы мрамора, орудуя вначале алмазным диском, плавно переходя к шлифовальному кругу». ТТ. 2018.
Александр Дзюба в роли Сталина (спектакль Театра Романа Виктюка «Мандельштам», 2017 год). Фото Сергея Апанасенко