Многие сделки выезжают на природном обаянии сильного переговорщика, но что делать, если это не ваша сильная сторона? Коуч Forbes Ontology 12 Александр Дзюба в интервью Анне Монгайт о тренировке харизмы с помощью системы Станиславского.

Авторский тренинг актерского мастерства Александра Дзюбы создан специально для людей бизнеса, кто управляет большими командами и часто ведет переговоры. Дзюба провел более 600 таких тренингов за последние шесть лет. В них он использует упражнения из системы Константина Станиславского, Михаила Чехова и Ежи Гратовского, добавляя к ним собственные авторские техники. Дзюба — не только коуч, но также актер и режиссер с двадцатипятилетним стажем: сыграл 32 роли в кино, снял 5 фильмов и поставил 11 спектаклей в театре.

Дзюба — один из тренеров осеннего университета Forbes Ontology 12, который будет работать с 27 сентября по 15 декабря 2019 года. Это образовательная программа по персональному развитию для деловых людей, которая устроена как курс MBA. За 12 выходных члены клуба получат полноценную навигацию по 12 важнейшим навыкам управления своим физическим и психическим состоянием от 12 коучей с несомненной репутацией в индустрии. Встретимся в самых высотных апартаментах Европы — на 90-м этаже «Башни Федерация» в московском Сити в конце сентября.

Из беседы Монгайт с Дзюбой

В театральном институте есть похожий тренинг, — этот предмет называется тренаж. Моя задача была адаптировать его для ежедневных, казалось бы, совсем не артистических, задач. Зачем бизнесменам актерские навыки? Это коммуникация, общение, то, что мы делаем каждый день. Есть определенные навыки для того, чтобы можно было общаться точнее и эффективней. Когда подключается эмоциональный ресурс, мы можем начинать работать со своей харизмой, со своим обаянием. Лечится ли «плохая» харизма? Да, лечится во многом. И за довольно короткий промежуток времени. В моем тренинге — это 5 элементов и 5 уровней, из которых все строится. Это телесно-ориентированные практики: собирается группа людей, как правило, в спортивной форме. И они погружаются полностью в атмосферу действия. Не движения, что очень важно, а действия, потому что у движения, как правило, нет осознанной цели, а у действия есть. И на выходе это другие люди.

Как заставить начальника лечь на пол

У меня был случай, когда бизнесмен высокого ранга говорил: «Я не лягу никогда на пол. Никогда». А в моем тренинге это обязательное упражнение. В его структуре есть пять уровней: средний, нижний верхний, суперверхний (в прыжке) и супернижний — это пол. Для того, чтобы понять, как ваше тело распределяется в пространстве по горизонтали и по вертикали. Человек говорит: «Я не лягу никогда». Я говорю: «Ты ляжешь, если тебе нужно». «Нет, мне живот мешает». Я говорю: «Это не живот тебе мешает, и не галстук тебе мешает, это мешает что-то внутреннее, с чем нужно поработать и к этому прийти». В итоге и он лег.

Основная задача тренинга – это раскрепощение. Не расслабление, а именно раскрепощение на уровне осознанности. Что ты делаешь для того, чтобы раскрепоститься и почувствовать себя свободным. Сядьте в позу печального человека, и ты опечалишься. Вот, смотрите, я сел, плечи у меня опущены, руки тоже, взгляд потуплен. Здесь и с харизмой проблема, и с обаянием. И то, что касается моих физических зажимов, они налицо. Я пытаюсь добиться оптимального положения своего тела в пространстве. За счет этого корректирую то, что происходит со мной на психическом уровне

7% коммуникации — это слова и цифры, остальное — подача

Обаяние — это то, с чем ты рождаешься. Харизма — это то, что ты можешь приобрести. Кто-то считает с точностью до наоборот. Чтобы быть харизматичным, нужно себя встряхнуть хотя бы чуть-чуть. Чуть погромче, чуть поярче.

Есть замечательная формула: 55/38/7. Это о восприятии информации. 55% поступает невербальным путем, мы смотрим на человека, следим за его телом, мимикой и жестами. 38% – это скорость речи, интонации, вибрации голоса. И только 7% – слова, их суть.

У меня самого раньше скорость речи была другой, это нормально, через это нужно было пройти. Попробуйте снизить темп речи — и увидите, насколько более весомыми становятся ваши слова. Это с одной стороны, манипуляция, с другой стороны — вы же никому не врете, вы просто снизили темп речи.

Сначала сам тренинг я собирал из определенного набор действенных упражнений. Заимствовал их у Михаила Чехова, Константина Станиславского, Ежи Гратовского, это такие общие актерские практики. Сейчас, с опытом проведения более шестисот тренингов, я создал некую работающую систему для непрофессионалов, не-актеров, и добавил множество упражнений, которые придумал сам — это уже из опыта.

Почему стал коучем

Я считаю, у всего есть свой срок годности. Если не врать себе, то можно понять, когда он вышел. Внешне ты можешь двигаться в том же направлении, но внутренне ты остановился. Недавно я был на театральном фестивале и прогуливался в сосновом лесу. Дорожка из желтого кирпича, я шел-шел по ней, а потом вдруг увидел, что она заканчивается. Не хватило плитки. Я мог повернуть назад, но для меня важно идти вперед. В 2013 году у меня были такие же ощущения от своего жизненного пути. То есть я шел-шел, увидел все, а дорожка вдруг закончилась. Я не удовлетворен как актер, не удовлетворен как режиссер, но у меня что-то есть еще за душой. Красивая актерская дорожка из желтого кирпича прервалась — но я иду дальше. Я переживаю, может быть, боюсь, но я хочу идти вперед.

Тогда я стал разбираться. И понял, с тех пор, когда впервые прошел в театральном институте этот тренинг, я всегда им и занимался — проводил его для коллег, для своих актеров. Только не развивал. И меня осенило: я сделаю этот тренинг своим авторским продуктом — и буду вести его для обычных людей, им это может принести гораздо больше пользы, чем кажется. Вначале действовал по наитию, и в конце концов я забрел в чащу, где мне пришлось прокладывать свою дорогу, и только там я понял, что это и есть мой путь.

Как измерить результат

Большинство людей, которые рационально мыслят, хотят получить результат сразу. Да, так бывает, люди выходят после тренинга и говорят: что-то я не понял, зачем это все мы делали. Сначала я думал: это провал. А потом понял, поскольку продолжаю общаться с первыми клиентами, — что есть некий процесс дозревания. Теперь я рекомендую после тренинга: писать «утренние страницы», — как в книге Джулии Кэмерон «Путь художника». И через несколько недель это ощущение «распакуется».

Еще есть простой тест. Многим людям тяжело одновременно держать чашку с кофе в руке, пить и разговаривать. Попробуйте, как у вас получается? Не по очереди: один глоток кофе — споткнулся — а потом снова продолжаешь речь, потом опять споткнулся на глоток кофе. А чтобы плавно, все вместе — пить кофе и говорить? На выходе с тренинга это делать уже проще простого. Мы учимся контролировать все пространство, собственные эмоции во время разговора, становимся более свободными в движениях, умеем настраивать свое тело. Например, если вдруг что-то пошло не так в переговорах и возникло напряжение в разговоре, можно сделать такой трюк «синхронизация с оппонентом» — примите симметрично его позу, и вы увидите, как разговор снова пошел гладко.

Научиться выступать со сцены

Давать интервью на камеру обычно проще, а вот чтобы выступать со сцены на конференции, требуется настоящая настройка. Если дистанция от тебя до зрителя увеличивается, нужен другой объем энергии. И этот объем энергии можно взять только в своем теле. Первое — говорите в два раза медленнее. Не тише, а именно медленнее. Вы можете сейчас говорить любую белиберду, даже просто считать от 1 до 10. Ваша задача – считать медленнее и громче. И вы увидите, что зал стал более внимательным. А вы в это же время успокоили дыхание, симпатический и парасимпатический отдел вашей нервной системы пришли в видимый баланс. Второе — вы должны видеть всех. Если вы найдете человека, который заскучал и достал свой телефон, и понимаете, что это поглощает вашу энергию, внутренне обращайтесь к нему, можно даже не глядя прямо на него: он тут же уберет телефон и начнет слушать. Если человек достал айфон — в этом виноваты вы, а не он. Ему скучно. Значит, нужно отправить свою энергию туда. Но как только вы сбалансируете эту, скажем так, скучающую аудиторию, дальше обращайтесь ко всем, чтобы раздавать равное количество энергии всем. Замечательный дирижер Рудольф Баршай сказал гениальную фразу: «Я стараюсь дирижировать так, чтобы каждый оркестрант думал, что я дирижирую ради него». Вот так и надо выступать перед большой аудиторией: как будто все люди в зале — это ваш оркестр, и вы все вместе — ансамбль.

Ссылка на статью на сайте Forbes
https://www.forbes.ru/ontology/382807-kak-otrastit-harizmu-zachem-delovomu-cheloveku-akterskie-navyki