Друзья, в сентябрьском номере журнала «ТЕАТРАЛ» вышло дельное интервью, которым я хочу поделиться с вами. И дельное не потому что плохо писали и пишут (вообще), а потому что у меня получилось дать несколько точных рекомендаций и советов. При моей словоохотливости и ассоциативном мышлении (кто меня знает), это не так просто. Но у Анны Тиминой получилось его взять и подготовить, а у Виктора Борзенко опубликовать. За что им огромное спасибо. Надеюсь оно пригодится всем, кто выходит на сцену или выступает публично. Электронная версия интервью будет доступна в ближайшее время на сайте www.teatral-online.ru

Мастер-класс ведет актер Театра Романа Виктюка, основатель «Школы Профессионального Актерского Тренинга», педагог Александр ДЗЮБА. 

Волнуйтесь на здоровье 

Я считаю, что театр построен на парадоксе. И чем парадоксальнее способы общения актера со зрителем, тем интересней. Поэтому, когда на актерских тренингах или занятиях по ораторскому искусству мне задают вопрос, как расслабиться и побороть в себе страх сцены, я советую изначально парадоксальный метод: волнуйтесь на здоровье. Волнение необходимо, чтобы у зрителя возникло ощущение сопричастности: оно является неким горючим, на котором можно двигаться вперед. Если не будет горючего, не будет и горения, а значит, не будет внутреннего движения, и зритель обязательно это заметит. 

С точки зрения нашего организма, выход на сцену – это стресс. Поэтому если актер не чувствует возбуждения перед спектаклем, это говорит либо об утрате себя в профессии (и как следствие, непрофессионализме), либо о наличии психического заболевания. Самое распространенное из них – психопатия. Психопаты не испытывают нормальных биологических реакций, которые свойственны людям без расстройств. Отсюда вывод: волнение – это нормально; волноваться нужно, чтобы возник кураж. Главное, чтобы он не переходил в мандраж: вы не должны испытывать ужас. 

Репетируйте 

Для того чтобы «волноваться в меру», необходимо подготовиться к выступлению максимально хорошо. Первый десяток спектаклей нужно четко следовать рисунку, который задал режиссер. Не начинайте импровизировать до тех пор, пока роль не будет отшлифована до блеска. С импровизацией тоже следует быть острожным. Для меня импровизация – это микронастройка на верно заданной частоте, а никак не сорванные мизансцены или оговорки с последующей попыткой выкрутиться. 

Если речь идет о публичных выступлениях, не связанных с театром, работает ровно тот же метод – только придерживаться нужно не канвы спектакля, а собственных тезисов. Во время тренировки желательно проговорить текст перед друзьями или знакомыми. 

Поскольку волнение прямопропорционально степени подготовки, работать нужно 24 часа в сутки семь дней в неделю – чтобы исключить любую возможность спонтанности. Только при максимальной подготовленности можно быть более или менее уверенным в том, что произойдет с вами на публике. 

Оцените риски 

На самом деле многое зависит от важности роли и масштаба действия. Главная роль – это одно, короткая партия – совершенно другое. Выступление на сцене Большого театра нельзя сравнить с выходом на площадку провинциального ДК. В то же время, чем выше для человека ценность и значимость его выступления, тем выше риск. Поэтому нужно адекватно оценивать уровень ответственности и риска и не переживать попусту. Ваше дело – подготовиться и выступить с максимальной отдачей, в остальном – положитесь на случай, поскольку предугадать все обстоятельства все равно невозможно. 

Отложите инструменты 

Репетиции профессионального спектакля, как правило, длятся не меньше трех месяцев. Этого времени вполне достаточно, чтобы равномерно распределить нагрузку и все успеть. Поэтому в день премьеры оставьте в покое свои музыкальные инструменты, свое тело и связки. От мыслей никуда не деться, они все равно будут роиться в голове, но отложите хотя бы внешние средства выразительности. Репетиционный период пройден, предпремьерный показ позади; вы сделали все, что могли, поэтому просто дайте себе немного выдохнуть. Если ваш партнер не до конца уверен в своих силах и просит вас пройти текст еще раз, пройдите, но не вживайтесь в роль и не выкладывайтесь. Поберегите энергию. Сам я, готовясь к концертам, репетирую по несколько недель, записываю последовательность треков и их длительность, но в день выступления расчехляю инструмент перед самым выходом на площадку. 

Будьте готовы 

Профессиональному оратору, даже начинающему, ни в коем случае не следует заучивать текст выступления наизусть – необходимо помнить только тезисы. В отличие от профессионального актера, который, напротив, должен идеально знать роль, причем уметь без запинки выдавать реплики в разных предлагаемых обстоятельствах. Это нужно, чтобы в случае осечки вы всегда были готовы выйти из ситуации. 

Утешения ради надо сказать, что зритель не знает, что должно и чего не должно быть в спектакле. Как-то на гастролях в Израиле нам отключили свет. Люди в зале решили, что так и задумано. Хотя для нас это было совершенно новое ощущение, с которым нужно было как-то справляться. В такие моменты все решает уровень готовности артистов к форс-мажору – если они не знают роль назубок, забудут не только тексты, но и мизансцены. А в театре нельзя сказать: давайте сделаем еще один дубль. 

Разведайте обстановку 

Если есть возможность изучить место, где будет проходить выступление, ею лучше воспользоваться – это сориентирует и снимет нервное напряжение. Для человека, испытывающего волнение, может быть полезно посмотреть зал, послушать, как работает акустика, понять, как распределяется энергия. Фотографии не дают точного ощущения, нужно почувствовать атмосферу, выяснить, сколько в зале мест, где находятся окна, а где выход. Актерам я также предлагаю поставить себя на место смотрящего. В буквальном смысле. Занять любое кресло и увидеть сцену глазами зрителя. В одно время наш театр много гастролировал, и я всегда прибегал к этому методу, потому что он меня успокаивал: я понимал, что зритель ничем от меня не отличается. Между нами нет пресловутой «четвертой стены», ведь мы находимся в едином пространстве. Просто по разные стороны рампы. Степень ответственности, как ни странно, у нас одна и та же. Если во время спектакля зритель засыпает, значит, я, как актер, не даю ему нужной энергии, а он мне ее не возвращает. Достичь этого уровня эмпатии мне помогало простое физическое действие – я сел в кресло. 

Расслабьтесь 

Однажды на двери гримерной ведущего артиста одного из московских театров я увидел табличку: «Уважаемые коллеги! За час до спектакля прошу меня не беспокоить». Непосредственно перед выступлением постарайтесь изолировать себя от людей хотя бы на десять минут. Так, чтобы вас никто не отвлекал разговорами. Нужно сфокусировать свое внимание и физически успокоиться: посидеть с закрытыми глазами, по возможности ни о чем не думая. А потом прямиком, без всяких буфетов, кофе и сушек выйти на сцену и сыграть свою роль. 

Дышите 

Если на сцене с вами случится что-то, что выведет вас из равновесия, на помощь придет дыхание. Нужно сделать шесть глубоких вдохов. Для этого подойдет любая пауза, в которую вы находитесь за кулисами. Хотя, если мизансцена позволяет и зритель не замечает ваших манипуляций, можно проделать это и по ходу спектакля. 

Работайте над собой 

Не существует людей, не способных выступать публично. Знаю это точно, потому что занимаюсь подготовкой артистов, танцоров и музыкантов на протяжении 25 лет. Видел многих, которые поначалу не могли даже поднять глаза на партнера, но через несколько занятий выглядели уверенно. Исключение составляют люди с фобией. Если страх существует на уровне психического заболевания, нужно идти к психиатру. Все остальное – тренируется. Кому-то на это потребуется больше времени, кому-то меньше, но так или иначе театральный тренинг эту проблему решает. Он призван убрать из тела человека излишки напряжения, чтобы в момент выступления он был не вялым, но и не зажатым. Некоторые артисты ищут этот оптимальный объем энергии в течение всей жизни, другие набредают на него случайно и фиксируют в себе это самоощущение, чтобы потом его вызывать. Так или иначе, такое открытие может стать ключом к успеху.