«Знаете, почему в метро стены облицованы мрамором и кафелем? Какую поверхность легче отмыть — шероховатую или гладкую? Почему хороший пылесос — обтекаемой, округлой формы, с минимумом выступающих на корпусе деталей? Потому что он имеет дело с пылью. Где чаще всего она скапливается — в углублениях или на выпуклостях? Актеры имеют дело с человеческим равнодушием, ненавистью, хамством, трусостью, подлостью и предательством чаще других. Нет ни одной хорошей пьесы, чтобы там не было проблем и конфликтов. Это и есть та самая пыль и грязь, которую приходится постоянно счищать или перерабатывать. Выплевывать из себя, исторгать. Внутри конфликтных зон вертится драма, щедро сдобренная человеческой любовью, честностью, самопожертвованием и юмором. С каким актером продуктивнее работать — с открытым или закрытым? Гибким, податливым или шероховатым, колючим, дерзким? Конечно, с первым. И приятнее, и проще! Я это знаю, потому что сам остроуглый, с вмятинами, весь в занозах. Вижу режиссерскую фальшь, неготовность, скудоумие и начинаю ершиться, выпускаю отравленные иглы! Но, как только все по делу, в диалоге, с выдумкой — глаже меня не сыскать. Природа мудра, она симпатизирует балансу, хоть человеческое общество и настаивает на жизни вне равновесия. Всегда найдется кухонная губка, которой можно очистить гладкую и податливую поверхность актерской души. Главное, чтобы было, что чистить.
Следуя нехитрой цепочке рассуждений, можно предположить, что актер — это зеркало, и в нем отражается эпоха, познающая (узнающая) себя. Пока существует актер, миру будет, в чем отразиться. Задача Тренинга — сделать так, чтобы поверхность актерских зеркал оставалась гладкой и незамутненной. Да, я кривое зеркало с побитой амальгамой, но я каждый день стараюсь держать спину ровно и отражать без искажений». ТТ. 2018.