«Законы зрительского восприятия. Кто их установил? Кто их придерживается, кто опровергает? Кто о них вообще знает? Стоит ли об этом задумываться самому зрителю или артистам? Больше вопросов, чем ответов, не правда ли? Может, режиссер за всё в ответе? Еще один вопрос, по сути риторический. За что «за всё»? Чрезвычайно много опций, как нынче принято выражаться. Вот некоторые из них: например, за микроклимат в труппе, атмосферу на репетициях, идею и сверхзадачу творчества, смысловые и пространственные решения, принципы воздействия как средства выражения своей концепции и видения. Возможно, и о публике он должен подумать, коль несет ответственность (а в этом уж нет никакого сомнения) за сам спектакль. За тот полуфабрикат, который до готовности может довести исключительно зритель и никто иной. Был такой анекдот про железнодорожного проводника, которого за убийство первой степени никак не могли казнить на электрическом стуле, потому что он отвратительно пропускал через себя ток — был «плохим проводником».
Я на всякое насмотрелся за последние годы и могу сказать, что большинство режиссеров состоят не из воды, а из резины. Это куклы, это «ненастоящие режиссеры». Настоящий режиссер обязан предоставить зрителю возможность пройти путь наблюдателя в верном направлении. От большого круга обстоятельств к малому, всего-то. Но это великое искусство следопыта, стратега и провожатого. Это искусство проводника, поводыря, если угодно. Потому что перед тем как указать путь зрителю, режиссер должен направить актера диаметрально противоположным курсом. Тогда, на противоходе, актер и зритель обязательно сойдутся в нужной точке, которую я именую «ТСС» — точкой сборки спектакля». ТТ. 2018.


«Витрувианский человек» — знаменитый рисунок Леонардо да Винчи, иллюстрирующий идеальные пропорции человеческого тела, так называемое «Золотое сечение» — универсальное проявление структурной гармонии