«Все идеи приходят к нам извне. Даже когда мы убеждены, что они являются изнутри, следует помнить: внутренности — лишь творческий фильтр, не более. Всё, что прошло сквозь нас незамеченным, как нам кажется, осело глубоко в подсознании и в один прекрасный момент способно явиться на свет в самом непредсказуемом обличии. Как научиться произвольно вызывать нужные для дела эмоции, необходимые образы и ассоциации? Как сделать подконтрольным то, что на первый взгляд не подконтрольно? Многие отдали бы полжизни за то, чтобы управлять этими процессами. Например, я. Потому что я так и сделал. Повторяя за другими людьми, подражая животным, стихиям и силам природы, человек учится впускать в себя, или допускать, постороннюю энергию. Скажу проще — чужое мнение. Допускать и делать своим собственным. Преобразовывая, упрощая/усложняя, видоизменяя, подстраивая под себя. Это называется «присвоить авторство». Это непоколебимая вера и убежденность в первичности мысли, «озарившей» вас. Это радость «открытия Америки». И плевать хотел Колумб на то, что это сделали до него, потому что не подозревал об этом. Не все процессы требуют спектрального анализа, атомного или молекулярного. Не подвергайте идею воздействию жесткого излучения логикой, дайте ей сыграть с вами в прятки, споткнуться, напиться и — обязательно — протрезветь. Теперь она — это вы. Всего лишь немного доверия самому себе, немного безумия и радости — вот и всё, что требуется». ТТ. 2018.


Спектакль Театра Романа Виктюка «Мандельштам», 2017 (Сталин — Александр Дзюба, Мандельштам — Игорь Неведров). Фото Елены Пенкиной